Главная » 2014 Июнь 13 » Сценарий день Знаний 2014 для школьников
13:32 Сценарий день Знаний 2014 для школьников | |
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Учительница Ученики-буквы «А», «Б,» «В», «Г», «Д», «Ж», «3», «И», «К», «Л», «М» Ход мероприятия Учительница (обращается к детям): Вы знаете, что такое речь? Дети, не задумываясь, отвечают «Да». Заговорите все сразу и послушайте себя. Дети замолкают. (Это естественная реакция людей, когда от них чего-то требуют. Следует повторить свою просьбу. Но и это не подвигнет детей на разговор, потому что они не будут знать, о чем говорить. Попросите детей сказать вам что-нибудь. Отреагируют самые смелые. Подбодрите детей: «Говорите, говорите о школе, о маме, о знакомых - о чем хотите, обо всем, что приходит вам в голову». Когда дети немного «разговорятся», следует продолжить.) А теперь, не прекращая говорить, послушайте себя и говорящего. Дети стихнут и опять заговорят. А теперь давайте помолчим, помолчим и послушаем, о чем я вам скажу: вы слышали привычные слова, те, которые вы, ваши родные и ваши знакомые произносят каждый день. Это наша речь, а речь состоит из слов, слова, в свою очередь, состоят из звуков, поэтому первая книга, по которой учатся читать, называется Азбука. Каждый человек начинает свою сознательную жизнь с Азбуки, или с алфавита. Кто помнит алфавит и может рассказать его. (Детей поднимут руки. Можно вызвать 5-6 человек и предложить им прочесть алфавит. Один начинает, другой продолжает и так пока не будут прочтены все буквы. Поблагодарите детей и предложите занять свои места.) А кто из вас знает, что наши буквы имеют имена? (Если кто-то из детей даст положительный ответ, предложите назвать хотя бы одно имя. Если ребенок затрудняется, скажите, что он просто забыл, но, когда начнут называть их, он обязательно вспомнит.) Если вы никогда не задумывались над тем, что буквы нашего алфавита имеют имена, тогда давайте попробуем вместе прочесть имена хотя бы некоторых наших из них. Выходят буквы «А», «Б», «В», «Г», «Д» - это участники представления, на груди которых висят буквы; выстраиваются вряд. Учительница (выводит вперед букву «А», спрашивает): Какая это буква? Дети хором называют букву. В древности эта буква называлась Аз, а имя ее было «Я», такое же, как мы говорим о себе: «Я». Покажите на себя пальчиком и скажите: «Я». Дети указывают на себя пальцем и произносят: «Я». А кто скажет, какая по счету буква «Я» в нашем алфавите? Дети называют. Правильно, последняя. Вы наверное, даже не догадывались, что у первой буквы нашего алфавита такое же имя, как нас с вами - Я. (Выводит вперед букву «Б», спрашивает.) А это какая буква? Дети отвечают. В давние-давние времена эта буква называлась Буки, а имя ее было «Книга». Вы тоже этого не знали. Теперь вы навсегда запомните, что буква «Бэ» называлась в древности «Буки», а имя ее было «Книга». Книгами теперь называют сшитые листы в обложке, и книг в нашем мире множество. А какие книги вы любите? (Можно спросить несколько детей, которые подняли руки. Они назовут свои любимые книги. После опроса, вывести вперед букву «В» и предложить детям назвать ее.) Назовите эту букву. Дети называют. Правильно, это буква «Вэ», называлась она «Веди» и означала «ведаю», то есть знаю. Запомните ее имя - «ведать» или, как говорят на современном языке, «знать». (Выводит вперед букву «Г», спрашивает.) А это какая буква? Дети отвечают. Молодцы, знаете. Это буква «Гэ». Наши предки называли ее «Глаголь». Это означало «говори», «рассказывай». Давайте вместе скажем: «Глаголь, говори». Дети произносят. А имя буквы «Слово». Да, именно так называется буква «Гэ» -«Слово». А знаете ли вы, что многие имена людей тоже имеют значения? Например, «Людмила» - «людям мила», «Владимир» - «владеющий миром». (Выводит вперед букву «Д» и просит назвать ее.) Да, это хорошо известная нам буква «Дэ». А скажите, кто знает, что обозначает эта буква. (Дать возможность детям высказаться. Если случится, что кто-то случайно назовет слово «Добро», обязательно отметить это и похвалить ученика, если никто «не попадет», продолжить.) Эта буква означает «Добро» и имя ее совпадает с ее значением, оно произносится также «Добро». Мы знаем эту букву давно, но даже не догадывались, какое прекрасное у нее имя - «Добро». Произнесите его вслух... Дети произносят. ...и запомните. Это прекрасное слово и прекрасное имя. На Руси существовало имя Добрыня, оно происходило от слова «Добро». О Добрыне Никитиче написаны былины. Как только вы освоите науку чтения, мы обязательно прочтем об этом былинном герое. Сегодня вам отрылась одна великая тайна - вы узнали имена пяти букв, а ведь до этого никто даже не догадывался, или, как говорили древние, не ведал, что буквы, которые мы произносим и которые пишем, как и люди, имеют имена. (Вешает на каждого ребенка с буквой по табличке с «именем» буквы.) Давайте попробуем сложить слова-имена и прочтем их. Дети читают слова, написанные на табличках: «Я, книга, ведаю словом добра». Это значит, что все книги, написанные буквами, «говорят» словами добра, рассказывают нам о чем-то интересном, полезном, важном и нужном. Поэтому люди учат буквы, складывают их в слова, а слова произносят, то есть говорят, или читают. Одни люди записывают слова. Так создаются книги. А люди, которые пишут их, называются писателями. Другие люди читают книги и получают знания. Их называют читателями. Вы научились читать и теперь тоже будете брать книги и читать, и книги поведают вам о многом; они откроют перед вами чудесный мир. Звучит песня «Буквы и слова». Учительница: Алфавит придумали древние греки, к нам, в Древнюю Русь, он попал из Византии вместе с православной религией. А удивительные русские люди Кирилл и Мефодий создали свой алфавит, который отличался от греческого и был близок русскому народу. Новый алфавит был назван Кириллицей, в честь его создателя Кирилла. Это была удивительная Кириллица со своим чудесным письмом. (Если есть возможность, можно показать несколько букв написанных Кириллицей.) Кто может сказать, сколько в нашем алфавите букв? Дети отвечают. Но алфавит не всегда состоял из 33 букв. В разные времена он имел то больше, то меньше сорока букв. Но, в конце концов, он стал таким, каким мы его сейчас знаем. В нашем алфавите 20 согласных (это те буквы, которые не поются, или трудно произносятся без гласных). В Древней Руси согласные буквы считались главными, и тексты писались только согласными буквами. В наше время слова пишутся и согласными и гласными буквами. Гласных букв у нас 11. Эти буквы поются. Давайте попробуем пропеть их: а, у, о, э, ы, я, ю, е, е, и, й. (Удобнее, если буквы будут написаны на плакате.) Кроме гласных и согласных в нашем алфавите есть еще 2 буквы непроизносимые. Кто знает, какие это буквы? (Этот вопрос может вызвать определенные трудности, но избегать его не стоит, потому что любой вопрос - это не только элемент игры, но призыв детей к активности; чем больше они активны, тем дольше держится их интерес в таком не простом занятии, как урок-игра, где главная роль принадлежит учителю.) Это мягкий и твердый знаки. Они, как гласные и согласные буквы, тоже очень нужны нам, потому что есть слова, которые без них будут иметь другой смысл. Если бы не было мягкого знака в слове «уголь», то оно звучало бы как «угол» и обозначало бы не то, чем топят печи, а то, что есть в каждом доме- угол. (Указывает на угол.) Если бы в слове «моль» не было мягкого знака, то мы, слыша это слово, понимали бы, что это не маленькая бабочка, которая любит есть шерстяные вещи, а мол - защитное сооружение на море, которое укрывает корабли от шторма. Это слова в которых нужен или не нужен мягкий знак, а есть слова, которые могут или не могут обойтись без твердого знака. Например, слово «сел», означает действие кого-либо, то есть то, что этот человек сделал: сел на стул. А слово «съел», означает другое действие: прием пищи - съел пирожок. Вот какие удивительные буквы есть в нашем алфавите. Таких букв ни в одном другом алфавите нет. А теперь давайте спросим имена еще у нескольких букв и посмотрим, что получилось, когда они станут рядом. Выходят буквы «Ж», «3», «И», «К», «Л», «М». Учительница (выводит вперед букву «Ж», спрашивает): А эту букву вы помните? Дети называют букву. Эта буква означает жизнь, а зовут ее «Живая». Видите, какое красивое имя у буквы, похожей на жука. В Древнем Египте, стране, где самые высокие в мире пирамиды, писали не буквами, а рисунками. Изображение жука означало рождение, то же самое что жизнь, ведь родиться - значит получить, или обрести жизнь. (Выводит вперед букву «3», спрашивает). А эта буква вам известна? Дети отвечают. Посмотрите внимательно на эту букву. Что вам она напоминает? (Первое, что говорят дети, это цифра «3». Можно наклонить букву набок и сказать, что она напоминает еще чайку, летящую над водой и машущую крыльями. А еще можно сказать, что это две половинки круга. Потом можно спросить.) А кто знает, какой формы наша земля? Дети отвечают «круглая», и тогда сказать. Если нашу круглую землю разделить пополам, то получится два полукруга. Существует древняя легенда: «В самом начале сотворения мира была только вода, но в воде могли жить только рыбы. Чтобы появился человек, нужна была суша. И тогда появилась земля; она поднялась из воды в виде холма; а чтобы вода больше не поглощала ее, два полукруглых холма соединились и образовалась шаровидная поверхность. (Хорошо в этом месте рассказа показать глобус.) Шар суши назвали Землей. Вода осталась в падинах Земли. Так образовалась наша планета. Морские обитатели вышли на сушу. Так появились животные и звери». Легенда говорит, что человек произошел из обезьяны. Обезьяна взяла в руки длинную палку и сбила первый плод, взяла короткую и выкопала первый корень. Это были первые еще примитивные действия животного, но они привели к осознанию того, что таким способом легче доставать себе пропитание. Это был первый труд. Когда обезьяна начала трудиться, то превратилась в человека, а человек стал мыслить и ушел в своем развитии дальше обезьяны. Это он, человек, создал дома, машины и даже буквы, чтобы легче было общаться друг с другом. Человек не просто создал знаки, при помощи которых можно было записать любую информацию, но и заложил в каждый знак определенный смысл. Так мы уже знаем, что буква «Ж» похожа на жука и обозначает жизнь, а буква «3» - землю. (Выводит вперед букву «И» и предлагает детям назвать ее.) Назовите эту букву. Дети называют. Правильно, это буква «И», называлась она так же, как и сейчас «И», и имя у нее было короткое «И». (Выводит вперед букву «Д» и просит назвать ее.) И эту букву вы назвали правильно. На древнесла-вянском языке она звучала «Како», а сейчас чуть короче «Как». Это короткое слово помогает нам делать сравнения, например, большой, как слон; сладкий, как сахар. А кто из вас приведет пример такого сравнения? Дети приводят примеры. Хорошо. Вот видите, какая полезная буква, без нее никак нельзя. Мы познакомимся еще с одной буквой (выводит вперед букву «М»), это... Дети отвечают. Кажется, что ничего особенного в этой букве нет, однако в ней есть мысль. Вы смеетесь, а она действительно обозначает мысль и имя ее тоже «Мысль». А теперь выстроим буквы по порядку и попробуем прочесть, что получилось. (Вешает на детей, или дает им в руки листы с написанными словами: «Ж» - «живая», «3» — «Земля», «И» -«И», «К»- «как», «Л»- «люди», «М» - «мыслю».) Давайте вместе прочтем, что получилось. (Читает вместе с детьми.) Живая Земля и, как люди, мыслю. Давайте поставим впереди этого предложения букву «А», которая означает «Я» (просит подойти букву «А» и стать впереди всех) и снова прочтем, получается (читают вместе) Я - живая Земля и, как люди, мыслю. Буквы нам поведали о том, что даже Земля, наша планета, и земля, почва, под нашими ногами, на которой растут деревья и цветы, - живая и к ней надо относиться также бережно и с любовью, как и к любому человеку. А теперь давайте еще раз посмотрим на те буквы, с которыми мы познакомились. Выстраиваются все буквы. Теперь это будет монтажная группа. Читается стихотворение. 1-й ученица: Я- книга, я ведаю словом добра, Я знанья храню. Я умна. Я мудра. 2-й ученица: И вас научу я не только читать, Я вас научу целый мир познавать. 3-й ученица: Сначала я Азбукой с вами была, И буквы чудесные вам я дала, 1-й ученица: Потом я в Букварь превратилась для вас, Его вы прочли, и я стану сейчас 2-й ученица: Книгой, которую надо беречь, Это родная и русская речь. 3-й ученица: Простившись и с Азбукой, и с Букварем, Мы с Речью родною по жизни пойдем. Выходят учащиеся в костюме Букваря и Родной речи. Учительница: Прощаясь с Букварем, давайте споем песню, посвященную этому чудесному празднику, празднику Букваря. Звучит песня «Праздник Букваря». Праздник Букваря Сегодня праздник Букваря, Он самый-самый расчудесный. И Букварю благодаря, И Букварю благодаря Нам было в школе интересно. Учились вместе мы читать, Учились петь с ним вместе песни. И, если честно вам сказать, Нам вместе было очень интересно. И вот он покидает нас, Но будет с нами в каждом слове. И, расставаясь с ним сейчас, И, расставаясь с ним сейчас, Мы уже завтра встретимся с ним снова. Сегодня праздник Букваря, Сегодня грустный день прощанья, И если честно говоря, И если честно говоря, Мы Букварю не скажем «до свиданья». Мы с ним сдружились навсегда, Он лучший друг, то всем известно. И это вам не ерунда, И это вам не ерунда, Нам вместе очень-очень интересно. Сказочные буквы Простые буквы словно сказочные люди: Принцессой каждая прекрасною была. Мы вальс волшебный этих знаков не забудем... По залу белому «А» с «Эм» вперед плыла. Припев: Вальс, вальс, вальс буквы танцуют, Вальс, вальс, вальс - вот и слова. Счастье с миром тихо рисуют, Чтобы было побольше добра. И, как пажи, склонялись смирно запятые, А камердинер восклицательный был знак, Смотрелись царственно все буквы там большие – В тетради школьной было все не просто так. Припев. | |
|