Главная » 2012 Декабрь 25 » Сценка крещения 2013
10:10 Сценка крещения 2013 | |
Тема урока:
Предтеча – Иоанн Креститель. Крещение Господне (Богоявление). Таинство Крещения. Используемый материал: 1. Магнитофонная запись с песнями Елены и Александра Михайловых. 2. Пластинка с записью колокольных звонов. 3. Евангелие в красках Палеха. – М.: Раритет, 1995. Худ. Б. Кукулиев. 4. Репродукции икон: “Посещение Девою Марией Елисаветы”, “Обетование о рождении Иоанна Крестителя”, “Захария пишет имя сыну своему”, “Проповедь Иоанна Крестителя”, “Крещение Господне”. Ход урока Повторение темы предыдущего урока. (Звучит песня “Ночь тиха над Палестиной”). Вопросы детям 1. О каком православном празднике рассказывается в песне? 2. Где родился Иисус Христос? 3. Кто первым узнал о рождении Христа? 4. Кто были волхвы? 5. Что они принесли в дар рожденному Младенцу Иисусу Христу? (Ответы детей). Рассказ о евангельских событиях. Еще перед тем, как Дева Мария приходила навестить Елисавету, священнику Захарии, мужу Елисаветы, явился в алтаре храма ангел, который сказал: “Молитва твоя о рождении у твоей жены ребенка услышана Богом. У вас родится сын, и вы назовете его Иоанном. Он будет праведным, и Дух Святой будет на нем. Иоанн покажет многим путь ко спасению. Он укажет людям Господа, Который придет на землю”. Захария не поверил ангелу, так как и он, и жена его были стариками. Ангел, увидев это, сказал: “Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, послан говорить с тобою и принести тебе эту радостную весть. Ты будешь немым до рождения ребенка, так как ты не поверил словам моим”. Захария вышел из алтаря и знаками показал, что он не может говорить. И люди поняли, что у него было видение. И когда исполнилось сказанное ангелом и родился сын у Елисаветы, родственники собрались в доме Захарии и знаками спросили у него, какое имя хочет он дать ребенку. Захария написал на дощечке: “Иоанн имя ему”. И тотчас же он стал говорить. Прежде всего он поблагодарил Бога за рождение сына и, вспомнив слова ангела, сказал сыну: “Ты будешь великим пророком Божиим и покажешь людям путь спасения и покаяния в грехах. Ты будешь Предтечей Спасителя, ты приготовишь путь Его”. С юных лет Иоанн ушел жить в пустыню. Жизнь свою он проводил в посте и молитве. Одежду он носил из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом. А пищею его были акриды (вид саранчи) и дикий мед. Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение. Иоанн пришел в страну Иорданскую и стал проповедовать о том, что приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, Который будет призывать всех в Свое Царство Небесное: В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 1, 2). Давно уже Бог не посылал еврейскому народу пророков. Поэтому, услышав о явившемся пророке Иоанне, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон собирался послушать его. Кто верил словам его и каялся в своих грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордан, то есть погружал в воду, с возложением руки своей на голову крещаемого. Поэтому Иоанна стали назвать Крестителем. При крещении Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. Крещение Иоанново означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, очищена будет Христом от всех грехов. Многие каялись и крестились в реке Иордан. Многие думали, что Иоанн и есть Христос, но Иоанн говорил, что он только готовит людей к принятию Христа, что Христос живет среди народа, но Его еще никто не знает. Поэтому Иоанн Креститель называется еще и Предтечей. Среди приходивших к Иоанну были и такие люди, которые считали себя праведниками и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи и саддукеи – вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в Царство Мессии – Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоанн говорил: “Кто внушил вам бежать от будущего гнева?” – то есть кто научил вас, что вы своими силами можете избежать гнева Божия и вечных наказаний в будущей жизни? Сотворите же достойные плоды покаяния, то есть покажите добрыми делами раскаяние свое. И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. “Если дерево не приносит плодов, его срубают на дрова, то же будет и с людьми, если они не будут делать добрых дел”, – говорил Иоанн всем пришедшим к нему людям. Слушая такие слова, народ спрашивал его: “Что нам делать?” Иоанн отвечал: “У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же, то есть прежде всего будьте добрыми”. Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: “Учитель, что нам делать?” Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущего Христа. Иоанн говорил им: “Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается”. Спрашивали его также и воины: “А нам что делать?” Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: “Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем”. Многие думали об Иоанне: не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. “Я крещу вас водою, – говорил он, – но вслед за мною идет Сильнейший меня” – то есть вскоре после меня явится Тот, Кого вы ожидаете, – Христос, у Которого я недостоин развязать ремень обуви, – то есть я недостоин быть даже Его слугою, снимать с Него обувь. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем, то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого. Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ. В то время, когда Иоанн проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось 30 лет. Он также пришел из Назарета на Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь, то есть не удерживай меня теперь, потому что так надлежит нам исполнить всякую правду – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спустился на Иисуса, а с неба слышен был голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира. Крещение Иисуса Христа празднуется Православной Церковью как один из великих праздников 19 января по н.ст. Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не Человек только, но вместе и Бог. Накануне праздника установлен пост. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник всегда бывает освящение воды по чину великого водосвятия. (Беседа с детьми о таинстве Крещения, совершающегося в храмах.) Вопрос: Кто из детей помнит свое крещение или присутствовал при этом таинстве, когда крестили других. (Ответы детей.) Вывод. Полученный в таинстве Крещения духовный дар человек (христианин) несет в себе до конца жизни, либо умножая его в себе праведной жизнью, либо теряя через грехопадения. В заключение урока звучит запись колокольного звона Троице-Сергиевой Лавры, поздравление детей и гостей с приближающимся праздником Крещения Господня. | |
|